Ученическое самоуправление

 

 

МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Цель ученического самоуправления

Гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе — формирование у учащихсяготовности к участию в управлении обществом.

Задачи
Ученическое самоуправление дает возможность ученику:
— приобрести опыт управленческой деятельности;
— раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся;
— ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;
- доминировать позитивные тенденции психического состояния в урочной и внеурочной деятельности.
Развиваясь в различных видах деятельности детей, ученическое самоуправление охватывает все большее число задач, которые раньше решали члены педагогического коллектива.

Функции ученического самоуправления

Самоактивизация
Вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.
Организационное саморегулирование.
Гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач..
Коллективный самоконтроль..
Постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных решений поставленных задач..
Жизнь вносит свои коррективы, и, благодаря инициативе педагогов, творчеству учащихся, составляющие структуру ученического самоуправления изменяются, совершенствуются.

 

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ

 

Сегодня все больше психологи и педагоги говорят о социализации и адаптации детей к реальностям современной жизни. На каждом уровне развития личности для этого есть свои инструменты и методы. Для детей школьного возраста эффективной методикой признано ученическое самоуправление в школе.

Под этим понятием подразумевается делегирование полномочий решения части административных и организаторских вопросов самим детям. Этот процесс происходит под постоянным наблюдением и координацией опытных педагогов. Такие тенденции могут проявляться в системе воспитания школьников начиная с начального звена образовательной системы. С развитием детей в более старшем возрасте происходит постепенный переход от самых простых форм организации ученического самоуправления до более сложных, таких как организация президентских выборов в отдельно взятом учебном учреждении.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

uchenicheskoe-samoupravlenie-v-shkoleНадо заметить, что и периоды внедрения элементов самоорганизации у подростков могут быть разными. Это и постоянное частичное делегирование полномочий руководителей отдельным группам детей, и периодический интенсив в данной методике, например, «неделя самоуправления».

Ученическое самоуправление в школе может быть реализовано на различных уровнях. Первичным из них будет организация подобных механизмов взаимодействия с педагогом на уровне одного класса.

Так в классе формируются группы детей по их индивидуальным способностям, наклонностям и интересам. Далее по таким группам разделяются некоторые управленческие функции по решению организационных вопросов, связанных с жизнью данного коллектива. Так, например, могут быть выделены дети, ответственные за проведение развлекательных программ во время утренников, кто-то может отслеживать культурные мероприятия в городе и предлагать экскурсии одноклассникам. Часть коллектива будет следить за состоянием комнатных растений, или за проведением спортивных мероприятий в классе.

Все это безусловно реализуется детьми при чутком контроле и помощи педагогов и родителей. Школьникам предоставляется возможность творческого подхода к решению возложенных на них вопросов. Но при необходимости взрослые люди всегда готовы прийти на помощь детям.

Более высоким уровнем организации ученического самоуправления в школе будет приобщение всех классов одного образовательного учреждения к данному процессу. Так, сегодня часто применима методика организации предвыборной компании в школе на должность ее президента.

Каждый год в определенный период в учебном учреждении стартует предвыборная гонка между претендентами на этот пост. Обычно на должность президента претендуют учащиеся старших классов. Они разрабатывают свою стратегию выборов, формирую программу и выступления перед аудиториями других классов. Младшие классы тоже активно вовлекаются в этот процесс. Они участвуют в концертах в поддержку того или иного кандидата. Выпускают стенгазеты и буклеты.

В тоге проводятся полноценные выборы, в которых выигрывает один кандидат. После организуется день самоуправления в школе, когда все организаторские решения принимаются строго школьниками. Старшее звено разрабатывает и проводит уроки для малышей, а педагоги лишь координируют этот процесс со стороны.

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

uchenicheskoe-samoupravlenie-v-shkoleУченическое самоуправление в школе дает мощный потенциал для развития способностей личности ребенка:

  • Формируется лучший диалог школьника со своим внутренним «я», он лучше понимает свои устремления и интересы;
  • Предоставляется отличная возможность продемонстрировать свои способности личности, вне учебного процесса;
  • Развивается чувство ответственности за свои поступки, формируется навык принимать серьезные решения;
  • Накапливается опыт активного общения со сверстниками, причем в позиции активного диалога, когда необходимо идти на компромиссы и искать решения вопросов, учитывающих интересы всех сторон;
  • Расширяется общественный кругозор ребенка, он в большей степени интересуется взрослой жизнью;
  • Происходит активная психологическая подготовка психики ребенка к ситуациям взрослого образа жизни;
  • Благодаря чуткому вниманию и помощи как сверстников, так и педагогов у школьника формируется уверенность в себе, в том, что при необходимости ему всегда помогут друзья и коллеги.
    Поэтому ученическое самоуправление в школе является мощным инструментом личностного роста обучающихся. Необходимо только осуществлять индивидуальный подход со стороны педагогов и психологов к способностям каждого ребенка и привлекать их именно к тем обязанностям, которые ему будут по силам и интересны.

 

Нормативно - правовая база для организации ученического самоуправления

 

  • Из Федерального закона "Об образовании"(N 12-ФЗ от 13 января 1996 г.)

Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями

2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

 

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

  • Из Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (N 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.)

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

  • Из Типового положения об общеобразовательном учреждении

(утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 196 от 19 марта 2001 г.)

4. Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии...

71. Руководитель общеобразовательного учреждения несет ответственность перед обучающимся, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом общеобразовательного учреждения.

  • Конвенция о правах ребенка

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.Вступила в силу

2 сентября 1990 года.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordrepublic), или здоровья или нравственности населения.

Статья 15

1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordrepublic), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным отего собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

e) воспитание уважения к окружающей природе.