- Главная
- Обратная связь
- Воспитательная работа
- Государственная итоговая аттестация
- Сведения об образовательной организации
- ОБРАЗОВАНИЕ
- ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
- ДОКУМЕНТЫ
- СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
- РУКОВОДСТВО.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ (НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ) СОСТАВ.
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
- СТИПЕНДИИ И ИНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
- ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ВАКАНТНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПРИЕМА (ПЕРЕВОДА) ОБУЧАЮЩИХСЯ
- ДОСТУПНАЯ СРЕДА
- ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
- МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
- 75 лет Великой Победы
- Промежуточная аттестация
- Безопасность
- В помощь аттестуемому
- ВПР
- Всероссийская олимпиада школьников
- Дистанционное обучение
- ЗОЖ
- Информация для обучающихся
- Информация для родителей
- Месячник по БДД "Засветись"
- Новости
- Общероссийский детский телефон доверия
- Прием в 10 класс
- Профилактика коронавируса и других вирусных инфекций
- Служба медиации
- Сотрудничество с общественно-деловыми объединениями
- Социально-психологическое тестирование
- Тоншаевский ресурсный центр им.А.Невского
- Функциональная грамотность обучающихся
- Целевая модель наставничества
- Школьная библиотека
- Противодействие коррупции
- Бережливые технологии
- Введение обновленных ФГОС
- Охрана труда
- Школьный медиацентр
- Школьный музей
- Школьный спортивный клуб "Атлет"
- Школьный театр
Ученическое самоуправление
МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ |
Цель ученического самоуправления
Гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе — формирование у учащихсяготовности к участию в управлении обществом.
Задачи
Ученическое самоуправление дает возможность ученику:
— приобрести опыт управленческой деятельности;
— раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся;
— ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;
- доминировать позитивные тенденции психического состояния в урочной и внеурочной деятельности.
Развиваясь в различных видах деятельности детей, ученическое самоуправление охватывает все большее число задач, которые раньше решали члены педагогического коллектива.
Функции ученического самоуправления
Самоактивизация
Вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.
Организационное саморегулирование.
Гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач..
Коллективный самоконтроль..
Постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных решений поставленных задач..
Жизнь вносит свои коррективы, и, благодаря инициативе педагогов, творчеству учащихся, составляющие структуру ученического самоуправления изменяются, совершенствуются.
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ
Сегодня все больше психологи и педагоги говорят о социализации и адаптации детей к реальностям современной жизни. На каждом уровне развития личности для этого есть свои инструменты и методы. Для детей школьного возраста эффективной методикой признано ученическое самоуправление в школе.
Под этим понятием подразумевается делегирование полномочий решения части административных и организаторских вопросов самим детям. Этот процесс происходит под постоянным наблюдением и координацией опытных педагогов. Такие тенденции могут проявляться в системе воспитания школьников начиная с начального звена образовательной системы. С развитием детей в более старшем возрасте происходит постепенный переход от самых простых форм организации ученического самоуправления до более сложных, таких как организация президентских выборов в отдельно взятом учебном учреждении.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Надо заметить, что и периоды внедрения элементов самоорганизации у подростков могут быть разными. Это и постоянное частичное делегирование полномочий руководителей отдельным группам детей, и периодический интенсив в данной методике, например, «неделя самоуправления».
Ученическое самоуправление в школе может быть реализовано на различных уровнях. Первичным из них будет организация подобных механизмов взаимодействия с педагогом на уровне одного класса.
Так в классе формируются группы детей по их индивидуальным способностям, наклонностям и интересам. Далее по таким группам разделяются некоторые управленческие функции по решению организационных вопросов, связанных с жизнью данного коллектива. Так, например, могут быть выделены дети, ответственные за проведение развлекательных программ во время утренников, кто-то может отслеживать культурные мероприятия в городе и предлагать экскурсии одноклассникам. Часть коллектива будет следить за состоянием комнатных растений, или за проведением спортивных мероприятий в классе.
Все это безусловно реализуется детьми при чутком контроле и помощи педагогов и родителей. Школьникам предоставляется возможность творческого подхода к решению возложенных на них вопросов. Но при необходимости взрослые люди всегда готовы прийти на помощь детям.
Более высоким уровнем организации ученического самоуправления в школе будет приобщение всех классов одного образовательного учреждения к данному процессу. Так, сегодня часто применима методика организации предвыборной компании в школе на должность ее президента.
Каждый год в определенный период в учебном учреждении стартует предвыборная гонка между претендентами на этот пост. Обычно на должность президента претендуют учащиеся старших классов. Они разрабатывают свою стратегию выборов, формирую программу и выступления перед аудиториями других классов. Младшие классы тоже активно вовлекаются в этот процесс. Они участвуют в концертах в поддержку того или иного кандидата. Выпускают стенгазеты и буклеты.
В тоге проводятся полноценные выборы, в которых выигрывает один кандидат. После организуется день самоуправления в школе, когда все организаторские решения принимаются строго школьниками. Старшее звено разрабатывает и проводит уроки для малышей, а педагоги лишь координируют этот процесс со стороны.
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
Ученическое самоуправление в школе дает мощный потенциал для развития способностей личности ребенка:
- Формируется лучший диалог школьника со своим внутренним «я», он лучше понимает свои устремления и интересы;
- Предоставляется отличная возможность продемонстрировать свои способности личности, вне учебного процесса;
- Развивается чувство ответственности за свои поступки, формируется навык принимать серьезные решения;
- Накапливается опыт активного общения со сверстниками, причем в позиции активного диалога, когда необходимо идти на компромиссы и искать решения вопросов, учитывающих интересы всех сторон;
- Расширяется общественный кругозор ребенка, он в большей степени интересуется взрослой жизнью;
- Происходит активная психологическая подготовка психики ребенка к ситуациям взрослого образа жизни;
-
Благодаря чуткому вниманию и помощи как сверстников, так и педагогов у школьника формируется уверенность в себе, в том, что при необходимости ему всегда помогут друзья и коллеги.
Поэтому ученическое самоуправление в школе является мощным инструментом личностного роста обучающихся. Необходимо только осуществлять индивидуальный подход со стороны педагогов и психологов к способностям каждого ребенка и привлекать их именно к тем обязанностям, которые ему будут по силам и интересны.
Нормативно - правовая база для организации ученического самоуправления
-
Из Федерального закона "Об образовании"(N 12-ФЗ от 13 января 1996 г.)
Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями
2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников
4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
-
Из Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (N 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.)
Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания
1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.
Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.
3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.
Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.
Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.
4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
-
Из Типового положения об общеобразовательном учреждении
(утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 196 от 19 марта 2001 г.)
4. Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии...
71. Руководитель общеобразовательного учреждения несет ответственность перед обучающимся, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом общеобразовательного учреждения.
-
Конвенция о правах ребенка
Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.Вступила в силу
2 сентября 1990 года.
Статья 13
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
a) для уважения прав и репутации других лиц; или
b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordrepublic), или здоровья или нравственности населения.
Статья 15
1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordrepublic), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 29
1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным отего собственной;
d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
e) воспитание уважения к окружающей природе.