Информация Роспотребнадзора

Аватар пользователя Direktor

Рекомендации по формированию правильной рабочей позы учащегося и школьной форме

 

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения  формировать правильную рабочую позу ребенка за школьной партой. Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место школьника  соответствующей его росту  мебелью. Приучить его сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову,  ступни должны опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. Эта поза наименее утомительна. Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась  ладонь  ребенка.   Нельзя опираться грудью о край парты (стола), расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу.

Следует следить также не только за тем, как ребенок сидит, но и за тем как стоит, ходит. Часто дети стоят неправильно, перенося всю тяжесть на одну ногу. В этом случае также могут возникнуть стойкие нарушения осанки и деформации позвоночника.

Отрицательно сказывается на осанке постоянное ношение школьниками тяжелых сумок и портфелей. Заплечные сумки-ранцы- более гигиеничны, так как исключают неравномерность нагрузки на плечевой пояс.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг, - 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг. Кроме того Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий  для обучающихся начальных классов без учебников должен быть не более  700 грамм, для обучающихся средних и старших классов - не более 1000 грамм.

Важнейшими факторами здоровья ребенка также является отдых на открытом воздухе, физические упражнения, подвижные игры, занятия спортом.

О школьной форме

В 1992 году обязательная школьная форма была отменена. Сегодня в России нет единого стандарта школьной формы, однако с 2013 года наметилась тенденция к увеличению количества образовательных организаций, в которых введена школьная форма для учеников.

По данным мониторинга, проведенного в общеобразовательных учреждениях, наиболее частыми пожеланиями родителей и учеников являются: школьная форма должна быть доступной по цене, должны выделяться дотации на приобретение формы малоимущим и многодетным семьям, материал из которого сшита форма, должен быть прочным, легко поддающимся стирке, глажке, по цвету форма не должна быть мрачных тонов. Решение о введение требований к одежде обучающихся образовательных организаций (общий вид одежды, ее характеристика, комплектность, цвет, фасон) определяется коллегиальным органом управления образовательной организации в соответствии с ее уставом.

Существуют также гигиенические требования предъявляемые к одежде, в том числе детского ассортимента. Данные требования определяются положениями Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», санитарными правилами СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека». Изделия, контактирующие с кожей человека:

- изделия трикотажные (одежда, чулочно-носочные, перчаточные, платочно-шарфовые и головные уборы), швейные (одежда, головные уборы, одеяла), текстильные (полотенца, платки, основы матрацные, принадлежности постельные и аналогичные изделия меблировки), изделия из кожи и меха (одежда, головные уборы, перчатки, рукавицы, ремни, пояса), парики, бороды накладные, брови и ресницы, накладки и аналогичные изделия; саквояжи, чемоданы, сумки и аналогичные изделия и материалы для их изготовления;

- товары детского ассортимента (изделия для ухода за детьми (соски молочные, соски-пустышки, санитарно-гигиенические изделия); игры и игрушки, в том числе электронные; обувь; ранцы, портфели, рюкзаки ученические; коляски детские и велосипеды; школьно-письменные принадлежности; печатные книги и другие изделия полиграфической промышленности.

Требованиями нормативных актов установлены гигиенические нормативы безопасности по органолептическим, физико-гигиеническим, санитарно-химическим и токсиколого-гигиеническим показателям изделий, в том числе и одежды детского ассортимента и материалов для изделий (изделия), контактирующих с кожей человека с целью предупреждения их неблагоприятного воздействия на здоровье. Готовые швейные изделия для детей, а также используемые для производства материалы, должны соответствовать нормативам по гигроскопичности, воздухопроницаемости, электризуемости, содержанию свободного формальдегида и устойчивости окраски.

Показатели безопасности предметов одежды и принадлежностей к одежде, головных уборов и их частей, прочих готовых текстильных изделий для детей и подростков регламентируются с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.